печатать

телефон


Жизнь и мышление детей и родителей

Два мира и единый поток

Что же это такое – детское восприятие, детское ощущение удивительного рядом, воспоминание о котором оставляет щемящее чувство , ведь собственное детство уже не вернуть? Почему, несмотря на похожие черты лица и характера, дети и родители друг для друга – две разные Вселенные? Почему так трудно осознается глобальное родство и сходство миров детского и взрослого, отсюда – детское непослушание и подростковый нигилизм, и догматизм, порой свойственный старшему поколению?

Эти вопросы неизбежно возникают перед каждым взрослым, ставшим родителем. Дети – продолжение взрослых, взрослые – продолжение детей, детство наших детей – продолжение нашего детства. Вместе дети и взрослые есть единый поток от 0 до бесконечности.  А потому так хочется и так возможно найти точки пересечения двух разных миров – детского и взрослого.

 

Путь к себе – это путь из своего детства в детство своих детей.

Ребенок не может смотреть на мир глазами взрослого, потому что он еще ребенок. Взрослому сложно смотреть на мир глазами ребенка, потому что он давно уже не ребенок.

Полноценной зрелости не наступает без последовательного прохождения всех предыдущих возрастных ступеней. Если взрослый разрывает с детством всякие отношения или, наоборот, слишком долго пребывает в детстве, боится растаться с иллюзиями, взять на себя ответственность за собственную жизнь – значит ему не удалось прожить свое детство в полном объеме красок и ощущений, осознать его завершенность, ощутить как фундамент дальнейшей жизни, то есть разрушился мост, связывающий детство со взрослой жизнью в непрерывном потоке развития. 

В этом случае подарить полноценное детство своему ребенку достаточно трудно. Ведь неизвестно, что именно нужно подарить. Родителю нужно учиться и сопереживать детскому восприятию мира, и формировать в ребенке основу для последующего развития зрелого мировосприятия. Внутренняя дисгармония может мешать родителю в создании гармоничных отношений с ребенком, но именно стремление взрослого к пониманию своих детей  может стать для него дорогой к обретению себя. Достаточно осознать необходимость работы над собой и начать работать.

 

Дела детские и взрослые. Что может взрослый.

Шагните навстречу детям, дорогие взрослые! Дети идут навстречу вам и подстраиваются под вас гораздо чаще, хотя им это делать намного труднее. Ведь взрослый мир для детей несравнимо более непонятен, чем для взрослых – мир детства. Помним, ребенок еще не взрослый, а взрослый уже не ребенок, но ребенком когда-то был.

Конечно, не так просто разделить с собственным малышом его взгляд на мир и его маленькие (великие) открытия. Там, где ребенок визжит от восторга, мама нередко пожимает плечами или делает вид (но только вид), что ей это интересно. И спешит скорее выйти из игры, притворяясь, что все дело – в пресловутых «делах».

А вырастая, дети вспоминают, как они были великими поэтами, художниками, конструкторами, летчиками-испытателями (а все дети ими были, поверьте) и их огромное счастье успеха или трагедия неудачи были проигнорированы занятой (или отдыхающей) мамой. А мама вспоминает о том, как именно в тот момент, когда звонили по работе,а на плите все кипело и горело , ничего не понимающий в жизни малыш тянул ее за руку к своему новому шедевру в виде раскрашенной акварелью двери.

 

А ведь именно широкие возможности развитого абстрактного мышления позволяют родителю раскрыть творческие способности и свои, и малыша, помочь ему в познании мира и понять его видение мира на данный момент. Научившись смотреть на мир глазами своих детей, взрослые предоставляют самим себе «сеансы»  мощной антистрессовой терапии.

На нашем примере – первый шаг – воспринять акварельный шедевр на двери вне бытовой стороны вопроса, даже если дверь трудно или совсем невозможно отмыть (что маловероятно). Второй шаг – попробовать создать этот шедевр вместе – например, на стенках ванны.

 

Сочетание потенциала творческих возможностей и большого опыта в изучении мира, анализе, систематизации и переосмыслении –

именно это сочетание помогает всем родителям совершать открытия вместе со своими детьми. Взрослый в состоянии и разделить сегодняшний взгляд ребенка на мир, и предвидеть изменения этого взгляда в будущем; и расширить детский кругозор уже сейчас.

 

Безграничный мир глазами ребенка и взрослого

В чем же разница между мышлением ребенка и взрослого? Как преодолеть родителю этот разрыв? Вот сидит на травке малыш. Увидел паука. На душе праздник. Он изучит каждую его лапку до такой степени, до какой мы, взрослые, не изучаем ничто вокруг себя. Как разделить его радость? Ну, паук и паук. Малыш тянет за руку маму, чтоб и она на паука посмотрела, а мама с подругой разговаривает: не виделись давно. Какой уж тут паук!

 

Почему паук так интересен ребенку? И почему не очень интересен – не только той маме, но и большинству родителей, которых дети приглашают на интересное зрелище? Ребенка охватывает первобытный ужас и восхищение, когда он впервые видит паука: маленького и шустрого – в жизни, большого и страшного – на картинке книги. Этот паук – часть беспредельного мира, познать который малыш стремится всеми силами.

 

Развитие мышления человека подразумевает открытие сначала безграничности мира за пределами сознания, а затем – безграничных возможностей своего сознания в познании и освоении мира.

Ребенок еще не может соизмерить масштабы познающего и познаваемого, он поспринимает себя и мир вокруг как единое целое. Мышление малыша нацелено на восприятие и обработку всей поступающей информации, так малыш создает свою первую «наивную картину мира» (заметим, что картина мира любого человека априори не может быть полной, а потому наивна в той или иной степени, в зависимости от его возраста и индивидуальных мыслительных  способностей. Давно известно: чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, как мало знаешь.).

 

Изначальная гениальность ребенка –  это его уникальные способности в кратчайшие сроки обрабатывать огромный объем информации и, связуя в единое целое, казалось бы, несоединимые, иногда противоречащие друг другу звенья, формулировать емкие и лаконичные выводы. Отсюда и знаменитое –  «Устами младенца глаголет истина.».

 

Взрослеющий человек ежедневно сталкивается с безграничностью мира за пределами его сознания и открывает для себя новые пространства. Умственная потребность осваивать мир вокруг и решать каждый день новые, все более сложные, все с большим количеством неизвестных, задачи, поставила человека перед необходимостью выделения направлений освоения мира и постановки задач внутри них. Процесс получения образования, освоения профессии диктует необходимость направлять мысль в определенное русло, развивать ее в заданном направлении, в зависимости от личных мыслительных способностей и возрастных возможностей конкретного человека, от его учебной или профессиональной цели.

 

Процесс обучения человека подразумевает восприятие и обработку им информации в рамках того или иного направления изучения мира (науки, искусства). В процессе обучения сначала восприятие и  обработка информации происходит по шаблонной схеме, уже разработанной первооткрывателями самой  информации. Так знания выстраиваются в систему стереотипов, которые позволяют не решать стандартные задачи каждый раз заново.

Создание стереотипов освобождает пространство для нестереотипного мышления. В процессе развития человека за этапом усвоения знаний, уже сформулированных человечеством ранее и теперь передавамых из поколения в поколение в качестве опыта освоения мира, и этапом формирования системы стереотипов должен следовать этап совершения самостоятельных открытий и создания кардинально новых структур и концепций мироустройства (в области науки, искуства, собственной жизненной философии) с помощью высвобожденного нестереотипного мышления.

 

Стереотипы как помощник и помеха в развитии мышления

В процессе изучения мира взрослеющим человеком вреден как переизбыток «полуфабриката» новых знаний, так и недостаток . Под «полуфабрикатом» понимаются новые для изучающего, но давно сформулированные человечеством знания, выстроенные в определенную систему и подготовленные для обработки и усвоения менталитетом изучающего.

В случае переизбытка такого «полуфабриката» человек не успевает усваивать знания и выстраивать их в четкую систему, в случае недостатка – недополучает опыт в обработке и систематизации знаний. В обоих случаях следствием становится недоразвитие навыка самостоятельного мышления, ограничение диапазона изучаемых направлений мысли, блокирование движения собственной мысли в рамках конкретного направления, неиспользование пространства нестереотипного мышления, своих способностей к совершению новых открытий и созданию новых структур и систем.

 

Для людей в возрасте недостаток в умственном «рационе» «полуфабриката» новых знаний тоже ведет к искусственному ограничению возможностей собственного мышления. Переизбыток такого «полуфабриката» в жизни зрелого и пожилого человека наблюдается редко: во-первых, человек в возрасте уже приучен поступающую информацию фильтровать, ненужное отсеивать (при этом важно понимать, что  избыточный «фильтр» может стать барьером между миром и сознанием), во-вторых, общество уже не требует от человека побед в образовательных и профессиональных гонках, планку развития он ставит себе сам.

 

Заметим, что с возрастом  человека (при условии достаточного физического и умственного здоровья) способность его мышления к совершению открытий не уменьшается, скорее, наоборот – возрастает, ведь за прожитые годы накоплен багаж знаний и опыт выстраивания взаимосвязей между ними , что составляет большой потенциал дальнейшего саморазвития и творчества.

Заметим, чем больше потенциальные возможности, тем большего развития они требуют, а при отсутствии развития – нивелируются. Реализуется потенциал при сохранении способности к анализу и пересмотру ранее усвоенных знаний и созданных самим человеком концепций. Постоянное обновление данных системы (ведь научная мысль все время движется вперед, иногда опровергая или расширяя предшествующие теории) неизбежно приводит к пересмотру самой системы, что способствует развитию гибкости и масштабности мышления при выстраивании новых структур.

 

Так устроен мозг человека, что все процессы в нем постоянно оптимизируются, стереотипное мышление позволяет, минуя стадии, сразу прийти к решению стандартных задач. Взрослый человек по необходимости воспринимает мир не непосредственно – через ощущения, а опосредованно – через призму усвоенных в течение жизни понятий и знаний.

Например, увидев пресловутого паука, взрослый едва ли долго задержит на нем взгляд: мозг выдвигает готовое решение задачи – набор фактов, известных человеку о пауке, стадию процесса решения  задачи – наблюдения за пауком, сопоставления его зрительного образа с общими знаниями о насекомых мозг минует, эта стадия пройдена еще в детстве.

Было бы глупо требовать отказаться от системы понятий и знаний совсем. Тем не менее, для того, чтобы совершенствовать устаревшие концепции мироустройства и создавать новые, нужно тренироваться в двух направлениях.

Первое – некоторое время концентрироваться на ощущениях, непосредственном восприятии мира (медитативное созерцание),  временно «обнулив» собственную понятийную память.

Второе – время от времени логически пересматривать давно выстроенную систему стереотипов и решать новые задачи новыми путями, исходя как из обновленных исходных данных (теоретических знаний о мире), так и из возможностей собственного развивающегося мышления (умения выстраивать взаимосвязи и открывать недостающие звенья), ведь умственное развитие человека предусмотрено природой.

 

О глухих стенах и безграничных пространствах

Если свободное и творческое мышление,оптимальное использование своего умственного потенциала, постоянное реформирование системы знаний не стало навыком, то свободное пространство мысли, ее движение в разных направлениях, плоскостях и сферах, внутренний мир  человека оказываются ограниченными глухими стенами, внутри которых накапливаются усталость, стресс и раздражение, так как стены эти становятся препятствием для «нормального кровообращения» сообщающихся сосудов мира и сознания.

 

Внутри таких стен-перегородок (своеобразный фильтр поступающей информации, созданный изначально для повышения продуктивности умственного труда, но при избыточном функционировании превращающийся в искусственный барьер между миром и  сознанием) не водятся пауки, а порой и природа вообще, и уж точно не водятся волшебные существа из мира детства.

 Стоп! Внимание! Не водятся пауки, обыкновенные, дачные, малоинтересные для человека не связанного с биологией, не водится паук К.И. Чуковского, который остался в полузабытом детстве, как на другой планете, зато водятся всемирная паутина или Человек-Паук. Собственно, Корней Чуковский в свое время тоже был создателем внестереотипного паука, биологическая суть образа насекомого волновала автора меньше, чем правильная адаптация для ребенка идеи борьбы добра со злом, чем гармоничное сочетание страшного, ужасного и юмористического,чем идея звучания стиха, совпадающего с внутренним ритмом маленького читателя и слушателя. Отношение к дачным реалиям паук Чуковского имеет весьма опосредованное: в жизни мухи – существа довольно неприятные, а пауки, напротив, весьма полезные. Впрочем, бытовая и научная точки зрения по этому вопросу тоже не во всем совпадают.

 

В процессе обучения растущего человека важно, в рамках какой общей концепции (область науки, идея) преподносится та или иная информация. Если взрослый воспринимает в дальнейшем  эту информацию через призму уже имеющейся концепции, это не означает, что информация больше не может быть интересна ему сама по себе, достаточно пересмотреть концепцию или создать новую в рамках другой области и наполнить новый образ другим интересным идейным содержанием.

Если взрослый не биолог, то паук как просто насекомое, поедающее мух, едва ли будет ему интересен, ему важно наполнить образ паука идейным содержанием из той области мысли, которая представляет для него интерес.

 

На примере паука можно 1)стремиться посмотреть на него новыми глазами, забыв временно всю информацию, которая уже о нем известна, сосредотачиваясь на каждой его лапке, подобно своему ребенку, 2)пробовать осознать свое восприятие паука в рамках другого круга понятий и представлений, расширившегося со времен детства и юношества, когда последний раз обращали внимание на это насекомое.

В этом случае, даже при недостатке знаний о насекомых из области биологии, но при умении выстраивать нетипичные взаимосвязи между понятиями в рамках создания новых структур и концепций, возможно наполнить образ паука кардинально новым идейным содержанием (например, образы Всемирной паутины, Человека-паука, Паука из «Мухи-Цокотухи» К.И. Чуковского наглядно иллюстрируют творческие возможности человеческой мысли в области создания новых структур, связей и параллелей).

 

При такого рода изобретении сказочных образов в общении с ребенком для родителя главное не биологическая точность описания паука, а умение мыслить абстрактно и творчески, вписывая образ паука в систему понятий той области знаний, которая родителю ближе.

При расширении кругозора ребенка непосредственно в биологии, исследующей паука как насекомое, точные знания несомненно нужны, но наличие у родителя развитого абстрактного мышления может компенсировать недостаточную осведомленность в деталях, гораздо важнее уметь вписать понятие паука в общие знания биологии о мироустройстве, выстроить общую концепцию, первую «наивную картину мира» малыша, в которой каждый живой организм, в том числе и насекомое, и животное, и человек занимают свое место.

 

Покоряя безграничные пространства

Итак, каждому возрасту соответствует определенная стадия развития мышления, поэтому мышление ребенка так отличается от мышления взрослого. Ребенок впитывает новые впечатления и ощущения и постепенно, по мере развития абстрактного мышления, преобразовывает обработанные данные в систему понятий и представлений о мире.

Сначала паук – это нечто страшное и непонятное. Потом он видится неким существом, у которого много лап и который плетет паутину.В процессе учебы, общения со взрослыми происходит расширение понятийного аппарата. Ребенок узнает, что паук – насекомое, которое ест мух, и что другие насекомые обычно ползают и летают, иногда кусаются. 

Для периода возраста от 2 до 5 лет характерны так называемые детские «перлы». Появляются они в результате столкновения в развивающемся мышлении ребенка противоречивых фрагментов формирующейся картины мира – кусочков разных плоскостей объемного паззла или конструктора, которые никак не соединяются друг с другом в одной плоскости.Такими фрагментами становятся и свежие впечатления, и понятия, как полученные из рассказов и объяснений родителей в готовом виде, так и сформулированные самостоятельно на основе воспринятых и обработанных ранее впечатлений.

 

Приведу для примера игру ребенка трех-четырех лет:

 – Мам, давай, ты будешь злой паук, а я буду комарик с фонариком, а ты (сестре) будешь муха. Я комарик, и у меня - сабля вместо носа. У тебя много ног (маме), а ты (сестре) будешь жужжать не как самолет, а тише. Мы будем не такие, как по-настоящему паук и комарик, и муха, а такие, как в сказке.

 – А какие паук, комарик и муха в сказке?

 – Паук злой, а муха – хорошая, а комарик – смелый. Мам, а почему они в сказке хорошие, а по-настоящему комарик кусается, а муха микробы разносит?

 

На этом примере можно увидеть, как сопоставляются и осмысляются целый ряд разноплановых знаний малыша о мироустройстве вообще, и о жизни насекомых в частности.

Здесь сталкиваются и наблюдения за особенностями внешнего вида и поведения паука, комара, мухи, и модель отношений между этими насекомыми, изложенная в сказке, и принципы отношений между ними, усвоенные на собственным опыте (укусы комара и мух в жару) и теоретически, с помощью объяснений родителей (почему комар в жизни оказывается совсем не таким положительным персонажем).

 Сказочный имидж насекомых сопоставляется с уже имеющимися в активе понятиями и представлениями как о реальных прототипах сказочных героев, так и мире в целом, отсюда – оригинальные сравнения и образы. В общую картину жизни добавляются несколько общих принципов: в жизни – насекомые и животные иногда питаются другими насекомыми и животными и даже кусают людей, в отношениях между людьми существует добро и зло, в сказках – много волшебства, которое редко встречается в жизни, но тоже есть добро и зло, и добро всегда побеждает.

 

Как уже было сказано, восприятие всего нового вокруг у взрослого человека происходит опосредованно: новые ощущения проходят через призму системной картины мира, к тому моменту уже сформированной на основании теоретического и практического опыта: усвоенных знаний и обработанных ощущений. Взрослый человек, воспринимая мир вокруг, оперирует данными уже созданной на протяжении детства, отрочества, юности и взрослой жизни системы понятий.

Над данными этой системы в течение всей жизни идет постоянная мыслительная работа: мозг обобщает, классифицирует, перераспределяет. Формируется система стереотипов (благодаря которой не нужно решать каждый раз задачу заново), которая время от времени переформатируется, пополняется новыми усвоенными и самостоятельно созданными понятиями (именно умением формулировать собственную концепцию видения мира и определяется творческий потенциал человека), освобождается пространство и время для нестереотипного мышления (необходимого для создания собственных идей).

Задача взрослого человека – использовать это пространство нестереотипного мышления для прорыва в неизвестность и овладения пространствами собственной жизни, жизни своего ребенка, мировой жизни.

 

О кризисах разных возрастов

На кривой личностного развития человека,проходящего путь от малыша до зрелого взрослого,существуют точки кризиса. Что есть кризис? До условного момента человек, ребенок или взрослый, на основании большего или меньшего набора исходных данных, выстраивает  логическую концепцию, картину устройства мира в целом и своего в нем места – в частности. Физиологические, психологические, социальные изменения, происходящие с человеком и в детском, и в подростковом, и в зрелом возрасте, неизбежно приводят к точке кризиса.  Происходит столкновение с новыми, ранее не известными сторонами бытия, противоречащими ранее созданной концепции.

 

Мышление ребенка, более гибкое, чем мышление взрослого, в этот момент мощно развивается и, на основании новых данных, создает на новом уровне мышления новую концепцию мироустройства.

Алиса, героиня Л.Кэрролла, попав в Страну Чудес, в мире абсурда и адаптируется, и самоутверждается. Именно так и ведут себя дети в мире взрослых, в мире, о котором они ничего не знают и который, начиная с определенного возраста, при открытии новых сторон бытия, противоречащих старой картине мира, может казаться им абсурдным.

Родители в силах помочь детям покорять открывающийся мир, хотя часто мешают им это делать. Чем больше свободы в изучении мира предоставляется детям, чем более последовательная и открытая (с возможностью добавления новых данных для дальнейшей обработки) система концепции  мироустройства формируется родителями, тем больше шансов, что и кризисы дальнейшей жизни будут преодолены ребенком успешно.

Напомню, что такие кризисы – витки спирали развития у каждого человека происходят в течение всей жизни. Родители, помогая детям покорять открывающийся перед ними мир, тем самым помогают и себе преодолевать собственные кризисы.

 

Мышление взрослого человека, не меньше чем мышление ребенка, способно на  «чудеса» стремительного развития в момент кризиса. Ведь создание стереотипов всегда освобождает поле для нестереотипного мышления, которое и занимается обработкой новых данных. Мыслительная лень взрослого человека, который хотел бы считать. что выстроенной им концепции хватит на всю жизнь, может вести к плохим последствиям. Любое противоречие с прежними установками будет ощущаться в этом случае как «абсурдность» жизни или как несоответствие человечества (его отдельных представителей) идеальной модели жизни. Невосприимчивость к новым знаниям о мире, неспособность к выстраиванию новой концепции мироустройства часто ведет к пассивной адаптации – смирению и депрессии или к трудной адаптации - бунту против естественного хода жизни.

 

На самом деле, любой кризис, в том числе и любимый нами – среднего возраста –  это виток спирали развития  человека, необходимый для пересмотра старых концепций. Взрослые, столкнувшись с миром неизвестного, расставшись с иллюзиями (более примитивными представлениями о мироустройстве, с которыми в определенный момент жизни перестают согласовываться изменения в собственной жизни и окружающем мире), обретают возможность обогатить, развить и совершенствовать свои представления о мире. Помочь им в этом может наука и искусство как средства расширения понятийного аппарата и структуры концепции мироустройства, и собственное развитое мышление, способное на чудеса мысли. Ведь самое главное наше (взрослых и родителей) заблуждение заключается в том, что только ребенок способен мыслить необычно, оригинально, а нам за ним не успеть: мол, эта эмоциональная и интеллектуальная способность – особенность исключительно детского возраста.

 

Неоспорим тот факт, что мышление ребенка свободно от стереотипов. Безусловно и то, что взрослый к тому возрасту, когда он становится родителем, уже использует сложившуюся в его мышлении систему стереотипов как основу своего и ребенка развития. Подчеркиваю, что без этой самой системы стереотипов невозможно решение стандартных задач. Поэтому в рутинной  работе стереотипы не «минус», а «плюс» мышления взрослого человека, они позволяют не заниматься каждый раз однообразными операциями.

К примеру, понятие «паук» у взрослого человека вызывает в памяти стереотипный набор фактов: паук- это насекомое, которое питается мухами и плетет паутину. Но стереотипы остаются «плюсом» мышления только в том случае, если человек использует пространство нестереотипного мышления и, общаясь с ребенком о пауке, умеет сказать себе: – Я знаю о пауке очень мало и готов узнать о нем новое вместе со своим малышом.

 

Стереотипы. Высвобождение пространства нестереотипного мышления

Как мы используем освободившиеся ресурсы и пространство? Ведь мозг фактически простаивает без работы, если не ставить себе нестандартные задачи, кардинально новые решения которых можно разработать, используя упорядоченную систему стереотипов как неполную систему исходных данных. Если такие нестандартные задачи не ставятся, а устоявшаяся система стереотипов начинает восприниматься как конечное решение, то происходит окостенение мышления.

В этом случае неиспользуемый потенциал мышления взрослого человека начинает контрастировать с творческими открытиями ребенка, чей мозг работает всегда, еще только начиная формировать концепции и системы – того требует физическое и умственное развитие, того требует природа.

Но если взрослый ставит себе нестандартные задачи, тем самым развивая и реализовывая свой мощный творческий потенциал, то он способен на открытия не только в области науки и искусства, но и в области родительства ( материнства и отцовства). Именно взрослый будет в этом случае бежать впереди открытий своего ребенка, открывая перед ним пространства мысли, уже доступные ему самому.

 

Конечно, есть много причин , по которым пространство, освобожденное для нестереотипного мышления,не используется по назначению: это и сегодняшняя усталость, и недостаточный фундамент знаний и позитивных ощущений собственного детства, и отсутствие навыка самостоятельного мышления – своего рода блоки на пути свободного полета мысли, вдохновения, которые охватывают человека вне зависимости от рода его занятий.

Помочь прорвать блоки может искусство. В рамках литературы для тех, кто растет, и тех, кто растит, неожиданные повороты сюжета, широкий спектр эмоций от  заразительного смеха до глубокой грусти и неожиданная их смена, классические герои и мотивы в контрасте и гармонии с новой реальностью – все вместе дает толчок к разрушению отживших стереотипов и выстраиванию новой структуры сознания.

Нужно просто отдаться захлестнувшему потоку эмоций, поверить в себя и понять, что творческие и интеллектуальные открытия способен делать не только ребенок, но и взрослый человек. Ведь именно он в свое время наполнил понятие паука содержанием творческой человеческой мысли и делал это неоднократно.



возврат к списку