печатать

телефон


Жизнь и мышление детей и родителей

О кризисах разных возрастов

На кривой личностного развития человека,проходящего путь от малыша до зрелого взрослого,существуют точки кризиса. Что есть кризис? До условного момента человек, ребенок или взрослый, на основании большего или меньшего набора исходных данных, выстраивает  логическую концепцию, картину устройства мира в целом и своего в нем места – в частности. Физиологические, психологические, социальные изменения, происходящие с человеком и в детском, и в подростковом, и в зрелом возрасте, неизбежно приводят к точке кризиса.  Происходит столкновение с новыми, ранее не известными сторонами бытия, противоречащими ранее созданной концепции.

 

Мышление ребенка, более гибкое, чем мышление взрослого, в этот момент мощно развивается и, на основании новых данных, создает на новом уровне мышления новую концепцию мироустройства.

Алиса, героиня Л.Кэрролла, попав в Страну Чудес, в мире абсурда и адаптируется, и самоутверждается. Именно так и ведут себя дети в мире взрослых, в мире, о котором они ничего не знают и который, начиная с определенного возраста, при открытии новых сторон бытия, противоречащих старой картине мира, может казаться им абсурдным.

Родители в силах помочь детям покорять открывающийся мир, хотя часто мешают им это делать. Чем больше свободы в изучении мира предоставляется детям, чем более последовательная и открытая (с возможностью добавления новых данных для дальнейшей обработки) система концепции  мироустройства формируется родителями, тем больше шансов, что и кризисы дальнейшей жизни будут преодолены ребенком успешно.

Напомню, что такие кризисы – витки спирали развития у каждого человека происходят в течение всей жизни. Родители, помогая детям покорять открывающийся перед ними мир, тем самым помогают и себе преодолевать собственные кризисы.

 

Мышление взрослого человека, не меньше чем мышление ребенка, способно на  «чудеса» стремительного развития в момент кризиса. Ведь создание стереотипов всегда освобождает поле для нестереотипного мышления, которое и занимается обработкой новых данных. Мыслительная лень взрослого человека, который хотел бы считать. что выстроенной им концепции хватит на всю жизнь, может вести к плохим последствиям. Любое противоречие с прежними установками будет ощущаться в этом случае как «абсурдность» жизни или как несоответствие человечества (его отдельных представителей) идеальной модели жизни. Невосприимчивость к новым знаниям о мире, неспособность к выстраиванию новой концепции мироустройства часто ведет к пассивной адаптации – смирению и депрессии или к трудной адаптации - бунту против естественного хода жизни.

 

На самом деле, любой кризис, в том числе и любимый нами – среднего возраста –  это виток спирали развития  человека, необходимый для пересмотра старых концепций. Взрослые, столкнувшись с миром неизвестного, расставшись с иллюзиями (более примитивными представлениями о мироустройстве, с которыми в определенный момент жизни перестают согласовываться изменения в собственной жизни и окружающем мире), обретают возможность обогатить, развить и совершенствовать свои представления о мире. Помочь им в этом может наука и искусство как средства расширения понятийного аппарата и структуры концепции мироустройства, и собственное развитое мышление, способное на чудеса мысли. Ведь самое главное наше (взрослых и родителей) заблуждение заключается в том, что только ребенок способен мыслить необычно, оригинально, а нам за ним не успеть: мол, эта эмоциональная и интеллектуальная способность – особенность исключительно детского возраста.

 

Неоспорим тот факт, что мышление ребенка свободно от стереотипов. Безусловно и то, что взрослый к тому возрасту, когда он становится родителем, уже использует сложившуюся в его мышлении систему стереотипов как основу своего и ребенка развития. Подчеркиваю, что без этой самой системы стереотипов невозможно решение стандартных задач. Поэтому в рутинной  работе стереотипы не «минус», а «плюс» мышления взрослого человека, они позволяют не заниматься каждый раз однообразными операциями.

К примеру, понятие «паук» у взрослого человека вызывает в памяти стереотипный набор фактов: паук- это насекомое, которое питается мухами и плетет паутину. Но стереотипы остаются «плюсом» мышления только в том случае, если человек использует пространство нестереотипного мышления и, общаясь с ребенком о пауке, умеет сказать себе: – Я знаю о пауке очень мало и готов узнать о нем новое вместе со своим малышом.

 



возврат к списку