печатать

телефон


Жизнь и мышление детей и родителей

Покоряя безграничные пространства

Итак, каждому возрасту соответствует определенная стадия развития мышления, поэтому мышление ребенка так отличается от мышления взрослого. Ребенок впитывает новые впечатления и ощущения и постепенно, по мере развития абстрактного мышления, преобразовывает обработанные данные в систему понятий и представлений о мире.

Сначала паук – это нечто страшное и непонятное. Потом он видится неким существом, у которого много лап и который плетет паутину.В процессе учебы, общения со взрослыми происходит расширение понятийного аппарата. Ребенок узнает, что паук – насекомое, которое ест мух, и что другие насекомые обычно ползают и летают, иногда кусаются. 

Для периода возраста от 2 до 5 лет характерны так называемые детские «перлы». Появляются они в результате столкновения в развивающемся мышлении ребенка противоречивых фрагментов формирующейся картины мира – кусочков разных плоскостей объемного паззла или конструктора, которые никак не соединяются друг с другом в одной плоскости.Такими фрагментами становятся и свежие впечатления, и понятия, как полученные из рассказов и объяснений родителей в готовом виде, так и сформулированные самостоятельно на основе воспринятых и обработанных ранее впечатлений.

 

Приведу для примера игру ребенка трех-четырех лет:

 – Мам, давай, ты будешь злой паук, а я буду комарик с фонариком, а ты (сестре) будешь муха. Я комарик, и у меня - сабля вместо носа. У тебя много ног (маме), а ты (сестре) будешь жужжать не как самолет, а тише. Мы будем не такие, как по-настоящему паук и комарик, и муха, а такие, как в сказке.

 – А какие паук, комарик и муха в сказке?

 – Паук злой, а муха – хорошая, а комарик – смелый. Мам, а почему они в сказке хорошие, а по-настоящему комарик кусается, а муха микробы разносит?

 

На этом примере можно увидеть, как сопоставляются и осмысляются целый ряд разноплановых знаний малыша о мироустройстве вообще, и о жизни насекомых в частности.

Здесь сталкиваются и наблюдения за особенностями внешнего вида и поведения паука, комара, мухи, и модель отношений между этими насекомыми, изложенная в сказке, и принципы отношений между ними, усвоенные на собственным опыте (укусы комара и мух в жару) и теоретически, с помощью объяснений родителей (почему комар в жизни оказывается совсем не таким положительным персонажем).

 Сказочный имидж насекомых сопоставляется с уже имеющимися в активе понятиями и представлениями как о реальных прототипах сказочных героев, так и мире в целом, отсюда – оригинальные сравнения и образы. В общую картину жизни добавляются несколько общих принципов: в жизни – насекомые и животные иногда питаются другими насекомыми и животными и даже кусают людей, в отношениях между людьми существует добро и зло, в сказках – много волшебства, которое редко встречается в жизни, но тоже есть добро и зло, и добро всегда побеждает.

 

Как уже было сказано, восприятие всего нового вокруг у взрослого человека происходит опосредованно: новые ощущения проходят через призму системной картины мира, к тому моменту уже сформированной на основании теоретического и практического опыта: усвоенных знаний и обработанных ощущений. Взрослый человек, воспринимая мир вокруг, оперирует данными уже созданной на протяжении детства, отрочества, юности и взрослой жизни системы понятий.

Над данными этой системы в течение всей жизни идет постоянная мыслительная работа: мозг обобщает, классифицирует, перераспределяет. Формируется система стереотипов (благодаря которой не нужно решать каждый раз задачу заново), которая время от времени переформатируется, пополняется новыми усвоенными и самостоятельно созданными понятиями (именно умением формулировать собственную концепцию видения мира и определяется творческий потенциал человека), освобождается пространство и время для нестереотипного мышления (необходимого для создания собственных идей).

Задача взрослого человека – использовать это пространство нестереотипного мышления для прорыва в неизвестность и овладения пространствами собственной жизни, жизни своего ребенка, мировой жизни.

 



возврат к списку