печатать

телефон


Жизнь и мышление детей и родителей

О глухих стенах и безграничных пространствах

Если свободное и творческое мышление,оптимальное использование своего умственного потенциала, постоянное реформирование системы знаний не стало навыком, то свободное пространство мысли, ее движение в разных направлениях, плоскостях и сферах, внутренний мир  человека оказываются ограниченными глухими стенами, внутри которых накапливаются усталость, стресс и раздражение, так как стены эти становятся препятствием для «нормального кровообращения» сообщающихся сосудов мира и сознания.

 

Внутри таких стен-перегородок (своеобразный фильтр поступающей информации, созданный изначально для повышения продуктивности умственного труда, но при избыточном функционировании превращающийся в искусственный барьер между миром и  сознанием) не водятся пауки, а порой и природа вообще, и уж точно не водятся волшебные существа из мира детства.

 Стоп! Внимание! Не водятся пауки, обыкновенные, дачные, малоинтересные для человека не связанного с биологией, не водится паук К.И. Чуковского, который остался в полузабытом детстве, как на другой планете, зато водятся всемирная паутина или Человек-Паук. Собственно, Корней Чуковский в свое время тоже был создателем внестереотипного паука, биологическая суть образа насекомого волновала автора меньше, чем правильная адаптация для ребенка идеи борьбы добра со злом, чем гармоничное сочетание страшного, ужасного и юмористического,чем идея звучания стиха, совпадающего с внутренним ритмом маленького читателя и слушателя. Отношение к дачным реалиям паук Чуковского имеет весьма опосредованное: в жизни мухи – существа довольно неприятные, а пауки, напротив, весьма полезные. Впрочем, бытовая и научная точки зрения по этому вопросу тоже не во всем совпадают.

 

В процессе обучения растущего человека важно, в рамках какой общей концепции (область науки, идея) преподносится та или иная информация. Если взрослый воспринимает в дальнейшем  эту информацию через призму уже имеющейся концепции, это не означает, что информация больше не может быть интересна ему сама по себе, достаточно пересмотреть концепцию или создать новую в рамках другой области и наполнить новый образ другим интересным идейным содержанием.

Если взрослый не биолог, то паук как просто насекомое, поедающее мух, едва ли будет ему интересен, ему важно наполнить образ паука идейным содержанием из той области мысли, которая представляет для него интерес.

 

На примере паука можно 1)стремиться посмотреть на него новыми глазами, забыв временно всю информацию, которая уже о нем известна, сосредотачиваясь на каждой его лапке, подобно своему ребенку, 2)пробовать осознать свое восприятие паука в рамках другого круга понятий и представлений, расширившегося со времен детства и юношества, когда последний раз обращали внимание на это насекомое.

В этом случае, даже при недостатке знаний о насекомых из области биологии, но при умении выстраивать нетипичные взаимосвязи между понятиями в рамках создания новых структур и концепций, возможно наполнить образ паука кардинально новым идейным содержанием (например, образы Всемирной паутины, Человека-паука, Паука из «Мухи-Цокотухи» К.И. Чуковского наглядно иллюстрируют творческие возможности человеческой мысли в области создания новых структур, связей и параллелей).

 

При такого рода изобретении сказочных образов в общении с ребенком для родителя главное не биологическая точность описания паука, а умение мыслить абстрактно и творчески, вписывая образ паука в систему понятий той области знаний, которая родителю ближе.

При расширении кругозора ребенка непосредственно в биологии, исследующей паука как насекомое, точные знания несомненно нужны, но наличие у родителя развитого абстрактного мышления может компенсировать недостаточную осведомленность в деталях, гораздо важнее уметь вписать понятие паука в общие знания биологии о мироустройстве, выстроить общую концепцию, первую «наивную картину мира» малыша, в которой каждый живой организм, в том числе и насекомое, и животное, и человек занимают свое место.

 



возврат к списку