печатать

телефон


Жизнь и мышление детей и родителей

Стереотипы как помощник и помеха в развитии мышления

В процессе изучения мира взрослеющим человеком вреден как переизбыток «полуфабриката» новых знаний, так и недостаток . Под «полуфабрикатом» понимаются новые для изучающего, но давно сформулированные человечеством знания, выстроенные в определенную систему и подготовленные для обработки и усвоения менталитетом изучающего.

В случае переизбытка такого «полуфабриката» человек не успевает усваивать знания и выстраивать их в четкую систему, в случае недостатка – недополучает опыт в обработке и систематизации знаний. В обоих случаях следствием становится недоразвитие навыка самостоятельного мышления, ограничение диапазона изучаемых направлений мысли, блокирование движения собственной мысли в рамках конкретного направления, неиспользование пространства нестереотипного мышления, своих способностей к совершению новых открытий и созданию новых структур и систем.

 

Для людей в возрасте недостаток в умственном «рационе» «полуфабриката» новых знаний тоже ведет к искусственному ограничению возможностей собственного мышления. Переизбыток такого «полуфабриката» в жизни зрелого и пожилого человека наблюдается редко: во-первых, человек в возрасте уже приучен поступающую информацию фильтровать, ненужное отсеивать (при этом важно понимать, что  избыточный «фильтр» может стать барьером между миром и сознанием), во-вторых, общество уже не требует от человека побед в образовательных и профессиональных гонках, планку развития он ставит себе сам.

 

Заметим, что с возрастом  человека (при условии достаточного физического и умственного здоровья) способность его мышления к совершению открытий не уменьшается, скорее, наоборот – возрастает, ведь за прожитые годы накоплен багаж знаний и опыт выстраивания взаимосвязей между ними , что составляет большой потенциал дальнейшего саморазвития и творчества.

Заметим, чем больше потенциальные возможности, тем большего развития они требуют, а при отсутствии развития – нивелируются. Реализуется потенциал при сохранении способности к анализу и пересмотру ранее усвоенных знаний и созданных самим человеком концепций. Постоянное обновление данных системы (ведь научная мысль все время движется вперед, иногда опровергая или расширяя предшествующие теории) неизбежно приводит к пересмотру самой системы, что способствует развитию гибкости и масштабности мышления при выстраивании новых структур.

 

Так устроен мозг человека, что все процессы в нем постоянно оптимизируются, стереотипное мышление позволяет, минуя стадии, сразу прийти к решению стандартных задач. Взрослый человек по необходимости воспринимает мир не непосредственно – через ощущения, а опосредованно – через призму усвоенных в течение жизни понятий и знаний.

Например, увидев пресловутого паука, взрослый едва ли долго задержит на нем взгляд: мозг выдвигает готовое решение задачи – набор фактов, известных человеку о пауке, стадию процесса решения  задачи – наблюдения за пауком, сопоставления его зрительного образа с общими знаниями о насекомых мозг минует, эта стадия пройдена еще в детстве.

Было бы глупо требовать отказаться от системы понятий и знаний совсем. Тем не менее, для того, чтобы совершенствовать устаревшие концепции мироустройства и создавать новые, нужно тренироваться в двух направлениях.

Первое – некоторое время концентрироваться на ощущениях, непосредственном восприятии мира (медитативное созерцание),  временно «обнулив» собственную понятийную память.

Второе – время от времени логически пересматривать давно выстроенную систему стереотипов и решать новые задачи новыми путями, исходя как из обновленных исходных данных (теоретических знаний о мире), так и из возможностей собственного развивающегося мышления (умения выстраивать взаимосвязи и открывать недостающие звенья), ведь умственное развитие человека предусмотрено природой.

 



возврат к списку