печатать

телефон


Жизнь и мышление детей и родителей

Безграничный мир глазами ребенка и взрослого

В чем же разница между мышлением ребенка и взрослого? Как преодолеть родителю этот разрыв? Вот сидит на травке малыш. Увидел паука. На душе праздник. Он изучит каждую его лапку до такой степени, до какой мы, взрослые, не изучаем ничто вокруг себя. Как разделить его радость? Ну, паук и паук. Малыш тянет за руку маму, чтоб и она на паука посмотрела, а мама с подругой разговаривает: не виделись давно. Какой уж тут паук!

 

Почему паук так интересен ребенку? И почему не очень интересен – не только той маме, но и большинству родителей, которых дети приглашают на интересное зрелище? Ребенка охватывает первобытный ужас и восхищение, когда он впервые видит паука: маленького и шустрого – в жизни, большого и страшного – на картинке книги. Этот паук – часть беспредельного мира, познать который малыш стремится всеми силами.

 

Развитие мышления человека подразумевает открытие сначала безграничности мира за пределами сознания, а затем – безграничных возможностей своего сознания в познании и освоении мира.

Ребенок еще не может соизмерить масштабы познающего и познаваемого, он поспринимает себя и мир вокруг как единое целое. Мышление малыша нацелено на восприятие и обработку всей поступающей информации, так малыш создает свою первую «наивную картину мира» (заметим, что картина мира любого человека априори не может быть полной, а потому наивна в той или иной степени, в зависимости от его возраста и индивидуальных мыслительных  способностей. Давно известно: чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, как мало знаешь.).

 

Изначальная гениальность ребенка –  это его уникальные способности в кратчайшие сроки обрабатывать огромный объем информации и, связуя в единое целое, казалось бы, несоединимые, иногда противоречащие друг другу звенья, формулировать емкие и лаконичные выводы. Отсюда и знаменитое –  «Устами младенца глаголет истина.».

 

Взрослеющий человек ежедневно сталкивается с безграничностью мира за пределами его сознания и открывает для себя новые пространства. Умственная потребность осваивать мир вокруг и решать каждый день новые, все более сложные, все с большим количеством неизвестных, задачи, поставила человека перед необходимостью выделения направлений освоения мира и постановки задач внутри них. Процесс получения образования, освоения профессии диктует необходимость направлять мысль в определенное русло, развивать ее в заданном направлении, в зависимости от личных мыслительных способностей и возрастных возможностей конкретного человека, от его учебной или профессиональной цели.

 

Процесс обучения человека подразумевает восприятие и обработку им информации в рамках того или иного направления изучения мира (науки, искусства). В процессе обучения сначала восприятие и  обработка информации происходит по шаблонной схеме, уже разработанной первооткрывателями самой  информации. Так знания выстраиваются в систему стереотипов, которые позволяют не решать стандартные задачи каждый раз заново.

Создание стереотипов освобождает пространство для нестереотипного мышления. В процессе развития человека за этапом усвоения знаний, уже сформулированных человечеством ранее и теперь передавамых из поколения в поколение в качестве опыта освоения мира, и этапом формирования системы стереотипов должен следовать этап совершения самостоятельных открытий и создания кардинально новых структур и концепций мироустройства (в области науки, искуства, собственной жизненной философии) с помощью высвобожденного нестереотипного мышления.

 



возврат к списку