Мы, родители сегодняшних детей, росли на классике. Нам читали вслух сказки А.С. Пушкина, стихи К.И.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова и С.Маршака, и мы с удовольствием их слушали. А потом в школе нас заставляли учить стихи, с тех пор к рифмованным строчкам мы относимся терпимо только если их поют, а от слова «классика» – рефлекторно зеваем.
А теперь у нас появились дети. И очень хочется разделить с ними незабываемые мгновения лучшей поры жизни. Да и образование становится обязательной составляющей не только юности и зрелых лет, но и полноценного детства. Так что же все-таки почитать подрастающим потомкам?
Ловишь себя на мысли, что заученные в свое время наизусть и набившие оскомину стихотворные строчки, по прошествии многих лет, так же приятно ассоциируются с детством, как запах костра или вкус чистого снега. Приятно снова окунуться в детские ощущения. По-новому воспринимаешь давно забытое старое. Ведь многое из «детской классики» писалось, на самом деле, для взрослых. Ностальгия родителей, мастерство гениев, безграничное любопытство детей – все это вместе дает чудесные плоды.
Но ребенок растет, и, кроме произведений, созданных, самое позднее, в прошлом веке – пусть даже и на века, он хочет читать что-то современное, потому что живет он здесь и сейчас. И если вовремя не предоставить детям написанное хорошо и сегодня, читать они едва ли будут вообще.
Из того, что написано здесь и сейчас, очень немногое попадет в классику. Но это общее правило, действующее в искусстве всегда. Родители настроены критично к современной литературе для детей, зачастую небезосновательно. Но противопоставлять классику современности нельзя, это разные категории. Такое противопоставление приведет только к увеличению дистанции между поколениями.
О воспоминаниях и ассоциациях
Давайте подумаем вместе, ведь не только высокое мастерство авторов привлекают нас, родителей, в тех сказках и стихах, что мы читали и слушали в детстве? Дело еще и в ассоциациях, невидимой нитью связывающих нас с той порой. Яркое воспоминание, вызванное знакомым вкусом, запахом, музыкой, старой любимой книгой с потертыми картинками и переизданной – со старыми сказками, дает возможность не только восстановить в памяти объемную картину целого куска жизни, но и вспомнить вплоть до деталей свое восприятие мира на тот момент.
А на тот момент мы воспринимали все новое каждой клеточкой своего существа: живо, свежо, непосредственно и полно.И теперь образы Ученого Кота, который ходит по цепи кругом, Бабы Яги и Змея Горыныча, Бабы и Деда, Аленушки и Иванушки вызывают в памяти разнообразный спектр самых ярких пережитых в детстве эмоций. Именно по непосредственности того детского восприятия мы теперь тоскуем, именно его пытаемся воскресить, снова испытывая за чтением полузабытых книжек проступающие в памяти ощущения, чувствуя вкус сказки и детства.
Другое детство наших детей. Другое волшебство.
Литература для детей, раскрашивая мир вокругцветами и звуками сказочного слова, наполняет мир волшебством. Современная детская литература в идеале должна наполнять и раскрашивать волшебными красками не только мир детей, но и мир родителей. Задача сложна по двум причинам.
Во-первых, необходимо открывать перед глазами ребенка взрослый мир и одновременно смотреть на него глазами ребенка, что было и остается трудным для любого взрослого человека, в том числе и для детского писателя.
Во-вторых, необходимо посредством детской литературы говорить с ребенком на языке его сегодняшнего детства, а со взрослым – на языке детства вчерашнего.
Надо учитывать, что взрослому читателю в завораживающее волшебство старой книги поверить намного легче. И гораздо легче еще раз посмотреть глазами ребенка на то, что видел раньше именно такими глазами. Ассоциации, крепко связывающие прочитанную в детстве книгу с самим детством – самый надежный для взрослого человека путь быстро окунуться в яркость детских ощущений.
Очень трудно, но необходимо противопоставить этому безотказно срабатывающему механизму другие пути достижения не менее сильных и захватывающих ощущений другого детства, другие краски и другое волшебство.
Другая детская литература
Новые сюжет, новые герои, новое звучание сказочного слова никак не связаны с давно прошедшим детством, родителю приходится самому настраивать свое сознание на общение и со своими детьми, и с «внутренним ребенком» – одной из составляющих собственного «я». Задача автора - помочь взрослому читателю. Тем и интересен поиск новых ключей к «внутреннему ребенку» каждого взрослого. А такие ключи есть.
Например, феномен книг Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере заключается в естественном и гармоничном сосуществовании в них волшебства и реальности, в тонком понимании автором детской психологии (взаимоотношений ребенка на разных стадиях взросления со сверстниками, друзьями и противниками, стремлений ребенка или подростка встроиться в неоднозначный и противоречивый, как и он сам, мир, и одновременно противопоставить себя миру, победить зло и собственный страх). Потому эти книги взахлеб читают взрослые, помнящие свои собственные детские устремления и мечты, которые не всегда реализовывались, страхи, с которыми не всегда справлялись, отношения, которые не всегда удавалось построить.
Другой пример – «Вредные советы» Г.Остера. Юмор внутри и между строк позволяет не только ребенку понять, что хорошо, а что плохо – от противного, но и взрослому одновременно посмеяться над собственными взаимоотношениями с детьми и вспомнить себя ребенком.
Есть много творческих путей к общению с детьми и взрослыми, которые тоже когда-то были детьми. Задача – открывать, пробовать новые пути, понимая, что новое – это хорошо забытое или до конца не понятое старое.